Долгий рабочий день в
археологической экспедиции заканчивается
длинным ночным вечером, когда люди обьединяются
вокруг огня, рассказывают друг другу страшные и
смешные истории, поют стихами и декламируют
песни.
Это своего рода клубы, members которых строго придерживаются порядка и правил. Правила эти не написаны их вырабатывает жизнь полевого братства.
Здесь, на этой страничке вы можете заглянуть в клубные записи, увидеть диалоги, посмотреть бессмысленные тексты. Ибо смысл их обретают только причастные к суровым будням раскопок.
Исторически сложилось, что сутки в полевых
условиях делятся на две неравные половины:
темную и светлую. Это объективная данность
независящая от наших желаний, обусловленная
изменением светового режима местности.
Кроме интенсивности естественного
освещения эти два периода отличаются резкой
сменой форм коллективного поведения, а так же
местами скопления представителей данных
коллективов. Если символами светлой половины
(Инь) служат раскоп, лопата и кисточка, то
несомненными атрибутами темной части (Янь)
являются костер, гитара и, но значительно реже,
водоспиртовые растворы.
Как
известно археологические экспедиции включают в
свой состав людей очень не схожих по полу,
возрасту, интересам, привычкам и т.д. В такой
ситуации сплоченность отряда становится заботой
не просто нужной, а первоочередной, и не только
начальника, а общей.
Ничто так не сближает людей как осознание того, что все вместе делают одно бесполезное и бессмысленное дело, ибо, как правило, большая половина отряда имеет весьма смутное представление не только о палеолите, но и об истории в целом, включая теорию Дарвина.
Итак,
работа конечно сплачивает, но... Во-первых,
работают далеко не все; во-вторых, не всем, кто
работает, данное занятие нравится; в-третьих,
специфика работы на многих археологических
объектах подразумевает наличие строгой
специализации (работа на квадрате, промывка,
камеральная обработка и т.д.), что делит коллектив
на локальные группы со своими профессиональными
интересами, часто недовольные друг другом.
Таким образом, сплочение коллектива
становится делом темным (во всех смыслах), т.к.
видно, что в светлое (рабочее) время данный
процесс никак не укладывается.
Давно замечено, что совместный отдых объединяет людей не меньше совместной работы, но для проведения первого люди объединяются гораздо быстрее и с большим энтузиазмом.
Несмотря
на большой разброс поло-возрастных
характеристик участников археологических
экспедиций, основной костяк их обычно составляют
студенты и школьники старших классов, т.е. та
котегория людей, которая может еще работать не за
деньги, а для интереса (или для зачета) и не
растеряла еще полевой бардовско-туристической
романтики.
Очевидно поэтому основным стереотипом
поведения в темное время суток являются
посиделки у костра с травлей баек и обязательным
исполнением песен под гитару.
Кстати, любовью к подобного рода посиделкам "страдают" не только неоперившиеся еще юнцы, но и вполне зрелые мужи, относящие себя (иногда даже с полным правом) к категории "настоящих полевиков".
Однако если представители старшего
поколения больше уважают жанр побасенок, то
молодежь в основном, тянется своими худыми,
трясущимися от тяжелого физического труда
ручками к музыкальным инструментам, стремясь в
песне высказать все то не высказанное и
рассказать все то не сказанное, что они видят или
хотели бы видеть в окружающем их мире (лесах,
степях, горах и т.д.).
К тому же, если устный рассказ требует от исполнителя определенных артистических качеств, фантазии и знания аудитории (т.е. опыта), то "спiвать гарни пiснi" можно лишь зная три аккорда и приблизительно слова. Отсутствие голоса, слуха, чувства ритма и чувства меры полностью прощается благодарными слушателями.
Наряду
с исполнением номеров уже известных,
"сумеречное" состояние сознания
стимулирует определенный творческий потенциал.
Он находит свое выражение в создании новых
"шедевров", в основном поэтического плана, в
стиле студенческих капустников. Основное место
здесь занимает переделка текстов популярных
песен на злобу дня (во всех смыслах), хотя изредка
пишутся и просто стихи (и даже лирические !). В
каждом, достаточно продолжительное время
существующем отряде, складывается немалый набор
подобных произведений, обыгрывающих известных в
этом отряде личностей или определенные ситуации.
Иногда возникают творения универсального
характера, которые становятся известны на
значительной территории, и даже по всей России.
Это довольно большой и очень динамичный пласт
народной "полевой" культуры, многие шедевры
которого безвозвратно утеряны.
С целью ликвидации подобного безобразия и создана сия страница археологического фольклора. Материал дается с разбивкой, где это возможно, по годам, авторам, мелодиям, персонажам и обстоятельствам создания.