Долгий рабочий день в археологической экспедиции заканчивается длинным ночным вечером, когда люди обьединяются вокруг огня, рассказывают друг другу страшные и смешные истории, поют стихами и декламируют песни.
Это своего рода клубы, members которых строго придерживаются порядка и правил. Правила эти не написаны их вырабатывает жизнь полевого братства.
Здесь, на этой страничке вы можете заглянуть в клубные записи, увидеть диалоги, посмотреть бессмысленные тексты. Ибо смысл их обретают только причастные к суровым будням раскопок.
Исторически сложилось, что сутки в полевых условиях делятся на две неравные половины: темную и светлую. Это объективная данность независящая от наших желаний, обусловленная изменением светового режима местности.
Кроме интенсивности естественного освещения эти два периода отличаются резкой сменой форм коллективного поведения, а так же местами скопления представителей данных коллективов. Если символами светлой половины (Инь) служат раскоп, лопата и кисточка, то несомненными атрибутами темной части (Янь) являются костер, гитара и, но значительно реже, водоспиртовые растворы.
Как известно археологические экспедиции включают в свой состав людей очень не схожих по полу, возрасту, интересам, привычкам и т.д. В такой ситуации сплоченность отряда становится заботой не просто нужной, а первоочередной, и не только начальника, а общей.
Ничто так не сближает людей как осознание того, что все вместе делают одно бесполезное и бессмысленное дело, ибо, как правило, большая половина отряда имеет весьма смутное представление не только о палеолите, но и об истории в целом, включая теорию Дарвина.
Итак, работа конечно сплачивает, но... Во-первых, работают далеко не все; во-вторых, не всем, кто работает, данное занятие нравится; в-третьих, специфика работы на многих археологических объектах подразумевает наличие строгой специализации (работа на квадрате, промывка, камеральная обработка и т.д.), что делит коллектив на локальные группы со своими профессиональными интересами, часто недовольные друг другом.
Таким образом, сплочение коллектива становится делом темным (во всех смыслах), т.к. видно, что в светлое (рабочее) время данный процесс никак не укладывается.
Давно замечено, что совместный отдых объединяет людей не меньше совместной работы, но для проведения первого люди объединяются гораздо быстрее и с большим энтузиазмом.
Несмотря на большой разброс поло-возрастных характеристик участников археологических экспедиций, основной костяк их обычно составляют студенты и школьники старших классов, т.е. та котегория людей, которая может еще работать не за деньги, а для интереса (или для зачета) и не растеряла еще полевой бардовско-туристической романтики.
Очевидно поэтому основным стереотипом поведения в темное время суток являются посиделки у костра с травлей баек и обязательным исполнением песен под гитару.
Кстати, любовью к подобного рода посиделкам "страдают" не только неоперившиеся еще юнцы, но и вполне зрелые мужи, относящие себя (иногда даже с полным правом) к категории "настоящих полевиков".
Однако если представители старшего поколения больше уважают жанр побасенок, то молодежь в основном, тянется своими худыми, трясущимися от тяжелого физического труда ручками к музыкальным инструментам, стремясь в песне высказать все то не высказанное и рассказать все то не сказанное, что они видят или хотели бы видеть в окружающем их мире (лесах, степях, горах и т.д.).
К тому же, если устный рассказ требует от исполнителя определенных артистических качеств, фантазии и знания аудитории (т.е. опыта), то "спiвать гарни пiснi" можно лишь зная три аккорда и приблизительно слова. Отсутствие голоса, слуха, чувства ритма и чувства меры полностью прощается благодарными слушателями.
Наряду с исполнением номеров уже известных, "сумеречное" состояние сознания стимулирует определенный творческий потенциал. Он находит свое выражение в создании новых "шедевров", в основном поэтического плана, в стиле студенческих капустников. Основное место здесь занимает переделка текстов популярных песен на злобу дня (во всех смыслах), хотя изредка пишутся и просто стихи (и даже лирические !). В каждом, достаточно продолжительное время существующем отряде, складывается немалый набор подобных произведений, обыгрывающих известных в этом отряде личностей или определенные ситуации. Иногда возникают творения универсального характера, которые становятся известны на значительной территории, и даже по всей России. Это довольно большой и очень динамичный пласт народной "полевой" культуры, многие шедевры которого безвозвратно утеряны.
С целью ликвидации подобного безобразия и создана сия страница археологического фольклора. Материал дается с разбивкой, где это возможно, по годам, авторам, мелодиям, персонажам и обстоятельствам создания.